Типы усилителей

Усилители мощности звуковой частоты бывают разными в зависимости от используемых элементов для достижения необходимого результата.

  • Ламповые
  • Транзисторные
  • На интегральных схемах
  • Гибридные
  • Двухканальные/Стерео
  • Многоканальные

Давайте рассмотрим каждый из них и разберем их особенности.

ДВУХКАНАЛЬНЫЕ ЛИБО СТЕРЕО УСИЛИТЕЛИ HI END КЛАССА

Преимущественно усилители рассчитаны на использование в звуковоспроизводящих стереосистемах, проще говоря, имеют два канала. Но многие среди таких стерео усилителей могут применяться как одноканальные за счет мостового режима подключения к нагрузке. Это дает практически удваивание выходной мощности усилителя. Одноканальные, или говоря иначе моноусилители, могут служить в качестве составляющих высококачественных стереосистем. Также для звучания отдельных сигналов моноусилители применяются и в многоканальных системах.

Еще важнее не только площадь, но и… архитектура. Ведь часть исторических сцен, театров или концертных площадок, создавались без современных знаний по акустике. Попытка вызвучить зал простой стереосистемой приведет к отражению от стен, потолка и многоярусных перекрытий и многократному наложению звука. При этом появляются пространства с неравномерностями звука, да еще и находящимися в зависимости от частот. И с подобными задачами можно справиться используя современные стерео системы.

ЛАМПОВЫЕ УСИЛИТЕЛИ

С целью улучшения качества воспроизводимого звучания усилители мощности прошли довольно длительный эволюционный путь. До последней четверти XX-го века бал правили ламповые, использующие в качестве усилительных элементов электровакуумные электронные лампы. Создавались усилители огромной мощности, в несколько десятков тысяч ватт. Выделялись они своим изрядным весом и размерами, выделением большого количества тепла и обладали низким КПД. Не смотря на это, в конце прошлого века, наступил «ламповый ренессанс» и среди поклонников звука сложилось мнение что лишь ламповый усилитель может передать настоящий чистый звук. До сих пор они продолжают выпускаться малыми сериями, и не взирая на чрезвычайно высокую цену, пользуются интересом у настоящих аудиофилов.

МНОГОКАНАЛЬНЫЕ УСИЛИТЕЛИ

Для воспроизведения объемного звука высокого качества используются технологии многоканального звучания. С их помощью решаются как вопросы звучания домашних кинотеатров, так восприятия в многоканальном варианте и музыкальных записей. Дело в том, что звуковые картины различных сцен для выступлений складываются из тончайших деталей. И при создании подобных звуковых систем, передающих расположение источников звучания, возникают проблемы отличия воспринимаемых слушателем от реально локализованных инструментов во время записи.

Еще возникает вопрос расширения стереобазы. Если в случае с домашними кинотеатрами в месте отдыха и располагается центр зоны прослушивания, то с увеличением площади прослушивания и удалением слушателя от центра стереобазы нарастают искажения. При озвучке огромных площадей, вплоть до стадионов, важность точной многоканальной усилительной техники сложно переоценить.

Например, в указанном выше случае, используют деление всего сигнала на частотные полосы кроссоверами. Каждый полученный диапазон частот усиливается и воспроизводится раздельно. В дальнейшем устанавливается множество узкополосных акустических систем, которые воспроизводят с повышенным звуковым давлением соответствующие частотные диапазоны и создают ровное звуковое поле, существенно уменьшают искажения по фазе и отражения.

Огромнейшее внимание уделяется подборке и расположению акустических систем. Ведь ничтожная ошибка монтажа в направлении их работы «множит на ноль» все возможности даже качественной многоканальной системы. Обычно все элементы звукового массива снабжены собственными цифровыми усилителями, в которые порой встроены звуковые процессоры, вносящие в звукоряд требуемые временные или частотные предварительные искажения. И каждый усилитель настраивается для достижения лучшего звукового поля применимо к типам динамиков и характеристикам корпуса.

В случае единого управления звучанием нескольких отдельных зон в большом помещении (например в случае с развлекательными комплексами) тоже могут применяться многоканальные системы, обеспечивающие воспроизведение разных музыкальных программ в разных участках и залах комплекса без помех и перекрытий.

Горизонты усложнения усилительных комплексов продолжают удаляться за край по мере приближения к решению проблем. Тут во главу угла встает соотношение цена/качество. На базе блочного варианта Модели 6 Hi End стереоусилителя PAS-240 российская компания Profil Audio предлагает возможность сборки многоканальных комплексов.

ТРАНЗИСТОРНЫЕ УСИЛИТЕЛИ

На смену «теплым ламповым» пришли усилители с конструкцией оконечного каскада основанной на биполярных или же полевых транзисторах. Отличались они простотой и довольно весомой выходной мощностью. Но не так давно стали вытеснятся интегральными конструкциями, даже в мощных решениях, когда уменьшение габаритов усилителей не является решающим фактором.

НА ИНТЕГРАЛЬНЫХ СХЕМАХ

Но востребованность малых размеров усилителей, с наименьшим количеством структурных элементов, привела к широкому распространению решений на интегральных микросхемах. Такие схемы могут содержать на одном кристалле как предварительные, так и оконечные усилители. И они могут быть основаны на разных схемах и различаются в классах работ.

ГИБРИДНЫЕ УСИЛИТЕЛИ

В итоге «все смешалось» и пришло время гибридных усилителей. В них части каскадов собираются и на электронных лампах, и на основе полупроводниковых элементов. Порой гибридными считают усилители, которые наряду с транзисторами и лампами собраны и на интегральных микросхемах.